| В летописях и исторических рукописях содержится немало описаний «народных беспорядков», однако научные попытки подойти к проблеме толпы были предприняты лишь в конце XIX в. французским социологом Г. Лебоном (G. Le Bon).
Густав Лебон (1841-1931) - французский писатель, социолог, естествоиспытатель.
Первые две статьи по проблеме толпы опубликованы в 1895 г. в журнале «Revue scientific» («Научное обозрение»). Книга «Психология толпы» (1895, в 1898 году переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс»), принесла ему широкую известность.
Люди в толпе теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному иррациональному «закону психического единства толпы» или «коллективному разуму».
3 основных механизма
анонимность заражение внушаемость
1. В толпе возникает однородность людей. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы (выражают «дух расы»), а представления на уровне сознания (индивидуальные различия между людьми) подавляются.
2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов лидеров толпы.
3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.
4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.
Лебон говорил, что мы вступаем в переходный анархический период, который приведет нас к царству ТОЛПЫ
Одновременно с Лебоном и примерно в русле тех же идей о толпе писали Г. Тард (G.Tarde) и С.Сигеле (S. Sighele) во Франции, Б. Сидис (В. Sidis) в США.
Среди современных книг исследователи (С.Степанов) выделяют "Век толп" французского социального психолога С. Московичи (1981; русский перевод — 1996), во многом опирающуюся на представления Лебона и Тарда.
Серж Московичи психологию масс конкретизирует так:
ТОЛПА
|
ИНДИВИД
|
1. Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
|
Сознание индивидуально. Индивид существует сознательно.
|
2. Бессознательное — коллективно. Толпа существует неосознанно.
|
3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
|
Вождь пленяет своим гипнотизирующим авторитетом.
|
4. Толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.
|
|
|
взятые же вместе, в толпе,
во время политического митинга, даже в кругу друзей,
мы все готовы на самые последние сумасбродства».
|
«Взятый в отдельности,
каждый из нас в конечном счете разумен;
|
| |