|
русский писатель; Лауреат Госпремии России в области литературы и искусства за 1999 г., Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ), премии «Пенне» (Италия), литературной премии «Русский Букер» (1993), литературной премии «Большая книга» (2008), антипремии «НацWorst» в рамках премии «Национальный бестселлер» 2008 года, Европейской премии по литературе (2012).
Кульминационный момент в повести "Лаз"(1991г.) (или моменты - неизвестно, что страшнее?) - боязнь встречи с толпой, которая рядом: слышны «ни с чем не сравнимый звук», «единый скрежет и шорох», «тысяченогое шарканье и гул» (приём гиперболы - людской поток движется, кажется, «так плотно, что угол и стены... уже вытерты плечами до кирпича») - рождается ужас в душах людей («Они будут давить всё подряд! Не выбраться...» - говорит Ключарев; глаза Оли «в растерянности остекленели»);
и сама встреча с толпой, которая «густеет», «сминает», «тащит», «сдавливает», «стискивает», «несёт», «волочет»... (обилие глаголов - приём градации - передаёт нарастание страха).
Описание толпы как массы с «жёсткими», «угрюмыми» лицами, с «непредсказуемой готовностью», с «повышенной внушаемостью». И хотя внутри толпа разная, её объединяет «общая усреднённость, которой не перед кем держать ответ, кроме как перед самой собой, прежде чем растоптать всякого, кто не плечом к плечу». Те, кто не растоптан толпой, запомнят пережитый страх «на всю жизнь»...
Более подробно об этом произведении можно прочитать в моей статье "Тема страха в повести В.Маканина "Лаз"
| |